
15 мая – 90 лет московскому метрополитену
90 лет красоты и удобства: чем уникален Московский метрополитен
15 мая 2025 года Московский метрополитен отмечает 90-летие. Именно в этот день в 1935 году торжественно открылась первая линия, Сокольническая, где запустили регулярное движение подземных поездов. За неполный век метро превратилось в настоящий символ города, помнящий много его секретов и подвигов, с одной стороны, и всегда готовый к инновациям, — с другой
Краткая история московского метро
Задумка строительства подземной железной дороги в Москве появилась гораздо раньше 1935 года. С 1875 по 1930-е годы главные инженеры страны представляли проекты первого метрополитена, но непосредственно к его строительству приступили только в 1930-х.
В первые годы работы тоннели рыли с помощью самых простых инструментов — кирки и лопаты. Это требовало от метростроителей титанических усилий; чтобы им помочь, было принято решение использовать тоннелепроходческий щит. Это специальное устройство напоминало механического червя, буквально прогрызавшего грунт.
Первой работающей веткой метро стала Сокольническая (красная): в момент запуска она насчитывала 13 станций и шла от «Сокольников» до «Парка Культуры» с ответвлением на станции «Охотный Ряд» до «Смоленской». В марте 1938 года открылась Арбатско-Покровская (синяя) линия, а вслед за ней, в сентябре того же года, и Замоскворецкая (зеленая). Темпы строительства стали расти: за первые десять лет в метро проложили 24,2 километра линий и построили 22 станции.
Даже в самые сложные для Москвы времена столичный метрополитен продолжал обеспечивать горожан стабильным и надежным транспортом. Он не останавливался во время Великой Отечественной войны, кроме одного дня — 16 октября 1941 года. В 1954-м в Московском метрополитене замкнули Кольцевую линию, строительство которой началось еще во время войны: чуть больше 19 километров и 12 станций, каждая из которых сегодня является пересадочной. В 1960-е годы метрополитен стал расширяться в сторону окраин; этот процесс продолжился в 1970-е. За короткий срок линии метро были протянуты ко многим новым районам Москвы: Черемушкам, Кузьминкам, Медведкову, Тушину, Выхину, Чертанову и другим.
Некоторые рекорды московского метро
Мировые:
- Большая кольцевая линия (БКЛ) Московского метрополитена — самая длинная кольцевая линия метро в мире.
- Интервалы движения поездов в часы пик на некоторых линиях составляют 90 секунд: этот результат является самым коротким в мире среди неавтоматизированных метро. В феврале 2023 года на Кольцевой линии в тестовом режиме интервалы движения впервые в мировой практике были снижены до 80 секунд.
- Московское метро третье в мире (после мадридского и пекинского), которое имеет две кольцевые линии.
Собственные:
- Самая длинная станция: «Воробьёвы горы» (284 метра включая коридоры).
- На станции «Марьина Роща» (БКЛ) находится самый длинный эскалатор в Москве. Его длина составляет 130 метров.
- Самый длинный перегон между станциями: «Крылатское» — «Строгино» (6 625 м).
- Самая «разноплановая» станция: «Котельники» — единственная в Московском метро и на постсоветском пространстве, выходы из которой ведут сразу в три разных населенных пункта: Москву (район Выхино-Жулебино), Котельники и Люберцы.




Метро как музей
48 станций московского метрополитена признаны объектами культурного наследия России. В их числе и «Новослободская» с ее храмовыми витражами, и «Киевская» с ее мозаичными фризами, и «Смоленская» с барельефом, изображающим защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. И это лишь малая часть культурно значимых станций, каждая из которых может рассказать что-то новое о культуре и истории нашей страны
Московское метро также можно назвать сокровищницей интересных фактов. Изучая его историю, можно, например, найти на «Парке Победы» и других станциях окаменелости древних моллюсков. А также узнать, что линии московского метрополитена на карте обрели цвет специально для удобства иностранных туристов.
Наконец, в настоящий музей на колесах московское метро превращают тематические вагоны, чей стилизованный дизайн может рассказать пассажирам об абсолютно разном: от традиций празднования китайского Нового года до истории главных столичных театров.





Как преображается московское метро
Главная особенность метрополитена Москвы заключается в том, как сохраненная в стенах местных вестибюлей история города здесь уживается с технологическими инновациями. Оплата биометрией и вендинговые аппараты, удобное мобильное приложение и развитие культурного проекта «Музыка в метро», возможность купить брендированную карту «Тройка» — все это превращает московское метро в настоящий подземный мегаполис, где комфорт «жителей» превыше всего.
Отдельного упоминания достойны современные вагоны метро, в частности, «Москва-2024». Среди их главных особенностей: адаптивное освещение и кондиционеры с системой обеззараживания воздуха, информационные табло и тач-панели для построения необходимых маршрутов. Наконец, в 2025 году на Большой кольцевой линии планируется начать первый этап запуска инновационного беспилотного поезда. Для организации его движения на линии создадут технологическую сеть пятого поколения (5G). Это позволит обеспечить максимально надежное и быстрое взаимодействие поезда с инфраструктурой метрополитена.

Узнать больше об истории московского метро можно в музее, который расположен на втором ярусе станции «Деловой центр» Солнцевской линии. Здесь можно увидеть редкие экспонаты: элементы интерьеров вагонов и станций, ретротурникеты и автоматы для продажи билетов, схемы линий метрополитена различных лет и архивные документы, коллекцию исторической униформы работников транспорта.
Также здесь можно испытать себя и попробовать «прокатиться» на интерактивном тренажере машиниста метрополитена. Важно: тренажеры временно доступны только для заранее записанных экскурсионных групп и в период с 10 до 18ч. Наконец, здесь же можно посетить специальные профориентационные занятия для подростков и молодежи.
Часы работы: ежедневно с 10 до 18ч.
Важно: с 1 апреля по 23 мая Центр будет закрыт на реконструкцию.
Адрес: наб. Пресненская, д. 2
Скорое будущее московского метро
В 2025 году в московском метрополитене:
- Откроются четыре новые станции Троицкой линии — «Вавиловская», «Академическая», «Крымская» и «ЗИЛ». Они будут оснащены улучшенными турникетами, автоматами по продаже билетов с расширенными функциями и стойками информации с чат-ботом.
- Будут введены в эксплуатацию два новых электродепо — «Столбово» и «Южное».
- Будет подготовлен к запуску первый беспилотный поезд метро на Большой кольцевой линии.
- На Замоскворецкую линию выведут около 200 вагонов «Москва-2024». Это поможет обновить подвижной состав зеленой ветки более чем на 50 %.
До 2030 года в московском метрополитене будут построены еще более 30 станций, а на его схеме появятся две новые линии — Рублево-Архангельская и Бирюлевская. Также будут достроены Троицкая и ряд станций на радиальных линиях.
Как московское метро отпразднует свое 90-летие
- Метрополитен будет празднично украшен, а по Москве начнет курсировать тематический транспорт: поезда, трамваи и автобусы. Здесь можно будет изучить историю метро, познакомиться ближе с его сервисами и инновациями, открыть для себя интересные факты о подземном украшении столицы.
- Главной площадкой торжества предсказуемо станет первая станция метро — «Сокольники». Здесь 15 мая с 09:00 до 19:00 будет представлена историческая реконструкция запуска метрополитена в 1935 году. В программе: иммерсивные представления с участием актеров, тематическая выставка «Тоннель времени», праздничный концерт, точки с угощениями и сувенирами.
- С 15 по 18 мая на станции «Партизанская» Арбатско-Покровской линии пройдет выставка вагонов метро разных поколений.
- Кольцевая линия в очередной раз станет местом проведения парада поездов. Они будут курсировать по часовой стрелке каждые 30 минут: в субботу и воскресенье – с 09:00 до 20:00. Торжественное открытие парада состоится 17 мая около 09:00 в торце станции «Комсомольская».
- На станции метро «Полежаевская» впервые пройдет выставка спецтехники метрополитена. Здесь можно будет увидеть уникальный диагностический поезд «Синергия-2», который контролирует состояние тоннелей и рельсов.
- Через специальный чат-бот Александру жители и гости столицы смогут отправить метрополитену поздравление метро с юбилеем. Эти сообщения будут показаны более чем на 34 тысячах экранов общественного транспорта, а лучшие из них — на фасаде Смоленского метромоста!
