19 марта – День моряка-подводника

Ежегодно 19 марта в России отмечается День моряка-подводника. Этот профессиональный праздник отмечается всеми военнослужащими, ветеранами, а также гражданским персоналом подводных сил ВМФ России. Несмотря на то, что первые моряки-подводники появились в российском флоте еще в начале XX века, свой профессиональный праздник они обрели только в 1996 году.

Подводный флот. Начало

19 марта (6 марта по старому стилю) 1906 года указом российского императора Николая II подводные лодки официально вошли в перечень классов кораблей российского флота. Этот же указ, подписанный лично императором, включал в состав отечественного флота первые 20 построенных и закупленных к тому моменту субмарин. Таким образом, наша страна стала одним из первых государств, которые обзавелись собственным подводным флотом. Ровно через 90 лет, в 1996 году, дата 19 марта была выбрана для установления в стране ежегодного профессионального праздника – Дня моряка-подводника.

Таким образом, история российского подводного флота официально насчитывает уже 114 лет. Первой базой российского подводного флота в 1906 году была определена военно-морская база Либава, расположенная сегодня на территории Латвии. Приказом по Морскому ведомству Российской империи новые корабли не только были выделены в самостоятельный класс, но и получали наименование. В те годы их называли «потаенными судами», это название также хорошо отражает характер использования боевых подводных лодок.

При этом идея постройки подводных судов была не нова и впервые появилась еще в XVII веке в Голландии. В России к идее строительства таких судов в 1700-е годы обращался Пётр I. Естественно, что все разработки тех лет были очень примитивны в силу недостаточного уровня промышленного развития стран. Прорывным для подводного флота стал XIX век. В России интересные разработки, которые привели к созданию полноценных подводных судов, относятся именно к этому времени.

19 марта Россия отмечает День моряка-подводника
Первая российская боевая подлодка «Дельфин»

В 1834 году в Петербурге на мощностях Александровского литейного завода по проекту военного инженера К. А. Шильдера удалось построить субмарину, которую конструктор вооружил пусковыми ракетными установками (на лодке имелось по три пусковых установки с каждого борта). По сути, разработка Шильдера была прообразом ударных субмарин будущего с вертикальным пуском ракет различных классов. В движение подводную лодку приводили 4 специальных гребка, конструкция которых напоминала форму лапок обычной утки. Гребки были расположены попарно с каждого борта лодки, вне прочного корпуса. В движение конструкцию приводили матросы-гребцы. При этом скорость подводного хода такой лодки была серьезно ограничена и не превышала 0,5 км/ч, и это при огромных усилиях со стороны экипажа. В будущем военный инженер рассчитывал оснастить лодку электродвигателем, но прогресс в этой сфере в те годы был настолько медленным, что идея так и не была реализована.

Только спустя полвека русский изобретатель С. К. Джевецкий добился ощутимого успеха в этом направлении. В 1884 году ему удалось установить на борту субмарины собственной конструкции электродвигатель. Это был небольшой мотор мощностью всего в 1 л. с., но само решение было прорывным. Помимо электродвигателя, Джевецкий использовал и совершенно новый для своего времени источник электроэнергии – аккумуляторную батарею. Лодка Джевецкого проходила испытания в Неве, где могла идти против течения реки со скоростью до 4 узлов. Данная субмарина стала первый в мире подводной лодкой, получившей электродвижитель.

Первая же боевая подводная лодка была построена на знаменитом Балтийском заводе в 1903-1904 годах. Это была субмарина «Дельфин», оснащенная бензиновым мотором и электродвигателем. Автором проекта данной подлодки был И. Г. Бубнов. Несмотря на неизбежные проблемы с эксплуатацией нового для флота судна, моряки, которые служили на «Дельфине», с самоотверженностью и энтузиазмом отрабатывали приемы и правила повседневной эксплуатации подобных боевых кораблей, а также приемы боевого применения подводных лодок.

Самые-самые отечественные субмарины

Самыми боевыми подлодками в истории отечественного подводного флота по праву считаются субмарина типа «Щ», они же «Щуки». Лодки стали самым массовым и одним из самых известных проектов субмарин периода Великой Отечественной войны. В войне приняли участие 44 таких субмарины, из них погибла по разным причинам 31 лодка. Спустя много десятилетий после завершения войны поисковики по-прежнему продолжают находить погибшие корабли данного проекта в акваториях Балтийского и Черного морей. Подлодки, обладающие подводным водоизмещением более 700 тонн, продолжали свою службу и после завершения Второй мировой войны. Всего в СССР построили 86 кораблей данного проекта нескольких серий, обладавших серьезными отличиями. «Щуки» несли службу на всех флотах, а последние из них покинули состав флота только в конце 1950-х годов.

Самыми массовыми подводными лодками в составе отечественного флота стали лодки проекта 613, по кодификации НАТО «Whiskey». «Виски» серийно производились в СССР с 1951 по 1957 год. За это время советскому флоту было передано 215 дизель-электрических лодок, которые разрабатывались под влиянием последних немецких проектов подводных лодок конца Второй мировой войны. Лодки оказались очень удачными и оставались на службе несколько десятилетий. Подводные лодки проекта 613 обладали подводным водоизмещением около 1350 тонн, хорошей скоростью подводного хода – 13 узлов и неплохой автономностью – 30 суток. За все время службы советский флот потерял только две лодки данного проекта. Впоследствии 43 лодки СССР передал дружественным странам, а еще 21 субмарина по этому проекту была построена в КНР для китайского флота.

Самая быстрая подводная лодка в истории была построена в нашей стране. Речь идет о субмарине К-162 (затем К-222). Построенная по проекту 661 «Анчар» атомная подводная лодка получила прозвище «Золотая рыбка». Во многом это объяснялось высокой стоимостью строительства субмарины, которая была выполнена из титана. Лодка была построена в единственном экземпляре, в дальнейшем полученный конструкторами опыт использовался при создании ПЛАРК 2-го и 3-го поколений, а основные работы были направлены на снижение стоимости и уменьшение шумности лодки. До сих пор именно «Золотой рыбке» принадлежит мировой рекорд скорости подводного хода. На испытаниях в 1971 году подлодка продемонстрировала скорость подводного хода 44,7 узла (почти 83 км/ч).

Самые большие подводные лодки в истории также были созданы в нашей стране. Речь идет об атомным субмаринах проекта 941 «Акула», по натовской кодификации «Тайфун». Подводное водоизмещение лодок данного проекта составляло ни много ни мало 48 тысяч тонн, что практически сопоставимо с водоизмещением единственного российского авианосца «Адмирал Кузнецов». Стоит отметить, что «Акулы» в два раза превосходят по подводному водоизмещению современные российские атомные стратегические лодки проекта «Борей» и в 18 раз дизель-электрические подлодки проекта 677 «Лада».

Подводник – профессия мужественная

Служба на подводной лодке всегда сопряжена с риском, который существует даже в мирное время, а во время боевых действий возрастает многократно. Подводники советского флота с честью прошли испытания Великой Отечественной войны. За боевые заслуги примерно тысяча моряков-подводников была представлена к правительственным наградам, двадцать моряков-подводников стали Героями Советского Союза.

В боях с агрессорами советский флот понес серьезные потери. Всего в Великой Отечественной войне приняло участие более 260 подводных лодок различных классов и проектов. При этом за годы Второй мировой войны подводный флот СССР потерял по различным причинам боевого и небоевого характера 109 субмарин. На родные базы из походов не вернулось 3474 моряка-подводника. Такие данные опубликованы в книге «Мартиролог погибших подводных лодок военно-морского флота Отечества» Владимира Бойко.

Профессия моряка остается опасной и в мирное время. У всех нас на слуху катастрофы, которые произошли в нашем флоте в течение последних нескольких десятилетий. Это и гибель атомной подводной лодки «Комсомолец» ВМФ СССР 7 апреля 1989 года, которая унесла жизни 42-моряков-подводников, и гибель атомохода «Курск» 12 августа 2000 года, унесшая жизни 118 членов экипажа. Эти катастрофы оставили шрамы не только в сердцах моряков, но и простых граждан нашей страны.

Неслучайно моряков-подводников всегда считали представителями одной из самых мужественных, героических и одновременно с этим романтических профессий. Этих людей отличает храбрость, мужество, смелость и беззаветная преданность воинскому долгу. Именно этими качествами и объясняется народная любовь и признание моряков-подводников, которые, погружаясь в пучины Мирового океана, подобны космонавтам, отправляющимся в очередной полет за пределы Земли. И моряки-подводники, и космонавты работают в несвойственных и агрессивных для человека средах.