15 апреля - День специалиста по радиоэлектронной борьбе

Итак, 3 мая 1999 года приказом министра обороны Российской Федерации № 183 был учреждён праздник, именуемый Днём специалиста радиоэлектронной борьбы, который отмечается ежегодно 15 апреля.

15 апреля мы отмечаем 159-ю годовщину даже не создания войск РЭБ, а первого успешного применения радиоэлектронной борьбы русскими специалистами. Хотя тогда даже такого термина, как РЭБ, еще не существовало.

Но существовала японская эскадра, которая пришла к Порт-Артуру с целью продолжить разгром русских войск. И именно 15 апреля 1904 года, спустя два дня после трагической гибели адмирала Макарова, японский флот начал обстрел Порт-Артура.

Но увы, дело успехом не увенчалось. Японские броненосные крейсера «Касуга» и «Нисин» заняв удачную позицию в мертвой зоне орудий крепости и русских кораблей, начали корректировать по радиотелеграфу стрельбу основных сил эскадры. Японские корабли выпустили более двух сотен снарядов больших калибров по гавани Порт-Артура, но ни одного попадания не удалось добиться.

Виной тому была работа радистов станции Золотой горы и броненосца «Победа», которые искровыми разрядами смогли заглушить передачи японских крейсеров.

Собственно, это и стало первым зафиксированным случаем постановки помех системам связи. Так началась история войск РЭБ.

Понятно, что за истекшие 115 лет с того времени очень много электронов утекло. Хотя, если не очень серьезно, принципы остались почти те же самые.

Ведь в основе радиоэлектронной борьбы лежит физика, а она изменилась не очень сильно с тех пор. Чего не сказать, конечно, о РЭБ. Но принципы остались все те же. И в основе всей работы РЭБ лежит принцип нарушения работы электронных систем противника.

Для того, чтобы что-то разрушить, это что-то надо сперва что? Правильно, противника надо обнаружить и классифицировать.

Именно радиотехническая разведка – первая компонента РЭБ. Именно РТР изучает всеми доступными средствами (а их много) район применения, выявляет объекты и системы, присваивает им важность, а затем «на блюдечке» передает уже тем, кто будет непосредственно отрабатывать по ним.

В основном современные станции РЭБ совмещают в себе возможности по поиску и подавлению.

Если говорить о современных способах передачи данных, разработка которых тоже не стоит на месте, то тут картина следующая. Если говорить о современных системах связи, то у продвинутых армий мира давно на вооружении стоят станции, использующие метод ППРЧ (псевдослучайная перестройка рабочей частоты). Это новая религия связи, которую исповедует и Bluetooth в вашем телефоне, например.

Суть его в том, что несущая частота передачи сигнала меняется скачкообразно в псевдослучайном порядке. Если просто – сигнал не «лежит» на одной конкретной несущей частоте, а просто прыгает с канала на канал от нескольких раз до тысяч раз в секунду. Естественно, в пределах заданного диапазона частот.

А так как последовательность этих прыжков известна только приемнику и передатчику, то и обнаружить такой сигнал сложно. Для того, кто будет слушать/искать на конкретном канале, эта передача будет выглядеть как кратковременное увеличение шума. Распознать, что это, случайный шум или хвост передачи – это задача.

Перехватить такой сигнал тоже непросто. Для этого нужно как минимум знать последовательность перехода между каналами. А она хоть и «псевдо», но случайная. И «давить» такой сигнал тоже засада, поскольку нужно знать набор каналов. Добавляем то, что сигнал скачет между каналами несколько сот раз в секунду…

Я надеюсь, что никого физикой не утомил. Все это исключительно для того, чтобы на пальцах объяснить, что сегодня радиоэлектронная борьба – это не битье палицей по голове, а скорее, точно рассчитанный укол шпагой. Работа именно для специалистов, причем, специалистов весьма высокой категории.

А уж если мы начинаем говорить о сетецентрических войнах будущего…

Вообще, эта модель войны стала возможной именно потому, что так позволяет развитие информационных технологий. В том числе информационный обмен всех участников боевых действий, самолетов, вертолетов, разведывательных и ударных БПЛА, спутников на орбите, пунктов наведения и бойцов в окопах.

США очень активно обкатывают некоторые составляющие сетецентрической войны, и есть определенные достижения, да. Было бы неплохо ввести в материал объяснение что такое «Петля Бойда», но думаю, совсем громоздко получится. Остановимся на том, что вся идея сетецентрической войны завязана на обмене информацией.

То есть на одно из первых (а может, и на первое) мест выходят именно системы связи. Без надежной и хорошо защищенной системы обмена данными не будет никакой «войны завтрашнего дня».

С праздником, товарищи специалисты радиоэлектронной борьбы!