День транспортной полиции: немного об исторических корнях службы
18 февраля свой профессиональный праздник отмечают сотрудники транспортной полиции МВД Российской Федерации. Именно они обеспечивают порядок и раскрывают преступления на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, охраняют безопасность пассажиров и грузов, предотвращают террористические акты, ловят преступников, находящихся в федеральном и даже международном розыске. Поэтому грех не поздравить в этот день сотрудников транспортной полиции. Желая им всего самого наилучшего, успехов и в службе, и в жизни, совершим небольшой экскурс в историю российской транспортной полиции.
Охрана порядка на транспорте стала одной из важнейших задач российского государства в процессе развития транспортных коммуникаций. Хотя День транспортной полиции отмечается 18 февраля, поскольку именно этим числом датирован вышедший в 1919 г. декрет ВЦИК «Об организации межведомственной комиссии по охране железных дорог», в действительности история правоохранительных органов России на транспорте представляется куда более продолжительной. Формирование подразделений, отвечающих за охрану порядка на транспорте и безопасность пассажиров и грузов, происходило в Российской империи на протяжении нескольких столетий. Хотя завершенный вид институциональное оформление органов охраны порядка на транспорте приняло лишь в XIX веке, функции полицейской охраны перевозимых грузов на гужевом и водном транспорте были включены в обязанности полицмейстерских канцелярий Санкт-Петербурга и Москвы в 1718 и 1722 гг. соответственно.
Следует отметить, что до реформ Петра I, коснувшихся и организации служб правопорядка, обеспечение безопасности на транспорте (гужевом и водном) не выделялось в специальную компетенцию. Дальнейшему развитию системы охраны правопорядка на транспорте способствовал экономический рост страны в XVIII — начале XIX вв., сопровождавшийся увеличением и усложнением транспортных коммуникаций. Возрастала потребность в охране перевозимых грузов, защите транспорта от возможных нападений разбойников.
Железнодорожная жандармерия Российской империи
В 1809 г. императором Александром I был издан манифест «Учреждения об управлении водяными и сухопутными сообщениями», в котором, в числе прочего, предусматривалось и создание системы полицейской охраны перевозок. Таким образом, более двухсот лет назад в стране были заложены нормативно-правовые основы деятельности транспортной полиции. Вслед за созданием правовой базы последовали и практические шаги. При Дирекции водных и сухопутных коммуникаций — новом ведомстве, отвечавшем за пути сообщения и включавшем в себя 10 транспортных округов, были созданы полицейские команды. В список их задач входили охрана грузов и обеспечение безопасности на водном и гужевом транспорте.
В 1810 г. управление полицейскими командами на транспорте было возложено на Министерство полиции, а в компетенцию подразделений были включены охрана специальных грузов, таможенный контроль, конвоирование заключенных, поиск и задержание беглых крепостных крестьян, контроль за безопасностью путей сообщения и их исправным состоянием, наблюдение за проживающими в Российской империи иностранными подданными.
Дальнейшее развитие системы охраны порядка на транспорте последовало за появлением в Российской империи железнодорожного сообщения. 22 марта 1836 г. был утвержден устав железной дороги, построенной между Санкт-Петербургом и Царским Селом. В том же 1836 году в Российской империи был организован Отдельный корпус жандармов. В его компетенцию вошло и обеспечение безопасности на транспорте, в том числе — на железных дорогах Российской империи. Для решения этой задачи формировались жандармские эскадроны и команды, позже преобразованные в полицейские управления железных дорог. 27 апреля 1846 г. был сформирован временный Жандармский эскадрон, являвшийся сводным подразделением, комплектуемым за счет прикомандированных жандармов из Санкт-Петербургского и Московского жандармских дивизионов, Новгородской, Выборгской, Петрозаводской, Псковской, Тверской, Ярославской, Смоленской, Владимирской и Витебской жандармских команд. В задачи этого эскадрона входило обеспечение безопасности на железной дороге «Санкт-Петербург — Москва», в связи с чем он был подчинен главному начальнику железной дороги. В следующем 1847 году эскадрон был преобразован в Полицейское управление Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, начальником которого стал полковник барон Карл Тизенгаузен.
В 1861 г. было утверждено «Положение о Полицейских управлениях на Санкт-Петербургско-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорогах», а в 1866 г. полицейские управления на железных дорогах были преобразованы в жандармские полицейские управления железных дорог. С 31 декабря 1866 г. железнодорожные жандармские полицейские управления были переподчинены от Министерства путей сообщения Отдельному корпусу жандармов. 16 марта 1867 г. были утверждены организационные основы деятельности жандармских полицейских управлений железных дорог.
Почему охрана порядка на транспорте была отдана жандармам, а не обычной полиции? Протяженность многих железных дорог и их удаленность от населенных пунктов делали невозможным охрану правопорядка силами городских полицейских структур. Поэтому куда более эффективным решением представлялось препоручение этой задачи жандармерии, выполнявшей функции политической полиции, но также и ориентированной на обеспечение национальной безопасности в целом, в том числе и на железных дорогах страны. При этом, помимо борьбы с хищениями грузов, жандармские полицейские управления стали отвечать и за профилактику транспортных происшествий техногенного происхождения. Жандармы должны были не только патрулировать вокзалы и охранять поезда, но и следить за соблюдением техники безопасности на железнодорожном транспорте, включая техническое состояние составов и путей. Жандармские полицейские управления были созданы на Николаевской Санкт-Петербургско-Варшавской, Московско-Нижегородской, Московско-Рязанской, Московско-Ярославской, Рижско-Динабургской и Динабургско-Витебской, Венско-Бромбергской железных дорогах. Каждое полицейское управление отвечало за участок железной дороги протяженностью в две тысячи верст.
Как набирались и служили жандармы
Структура жандармского полицейского управления железной дороги выглядела следующим образом. Возглавлял управление начальник, обычно в звании полковника или подполковника. При нем состоял офицер — адъютант. Кроме того, в подчинении начальника управления находились начальники отделений и от 120 до 300 жандармских унтер-офицеров. Система комплектования была такой же, как и в других жандармских подразделениях. Нижние чины железнодорожной жандармерии комплектовались посредством набора сверхсрочников из кавалерийских частей российской армии. Поэтому практически все жандармы носили унтер-офицерские звания, а возраст нижних чинов колебался между тридцатью и пятьюдесятью годами. Что касается офицерского состава, то он также набирался из числа перешедших из гвардейских кавалерийских частей. От жандармских офицеров требовалось наличие образования и знания иностранных языков. Офицеры и унтер-офицеры жандармерии носили кавалерийские звания. То есть, вместо фельдфебелей в жандармерии были вахмистры, вместо подпоручиков — корнеты, вместо капитанов и штабс-капитанов — ротмистры и штабс-ротмистры.
В составе Отдельного корпуса жандармов железнодорожная жандармерия была наиболее многочисленным и, в то же время, эффективным подразделением. Она представляла собой своего рода элиту российской жандармерии, что объяснялось, с одной стороны, разнообразием возложенных на нее обязанностей, а с другой стороны — высокими требованиями по отношению к кандидатам на замещение унтер-офицерских и офицерских должностей. В железнодорожную жандармерию отбирали лучших офицеров, не замеченных в каких-либо аморальных поступках и способных по уровню образования и морально-психологическим характеристикам выполнять возложенные на жандармских офицеров обязанности. Отобранных кандидатов направляли на четырехмесячные курсы в Санкт-Петербург, где будущие начальники отделений жандармских полицейских управлений железных дорог изучали не только свои должностные обязанности и уголовное право, но и железнодорожное дело, основы железнодорожного производства, устав железных дорог.
Что касается нижних чинов железнодорожной жандармерии, то они также имели многочисленные обязанности, требовавшие всесторонних знаний не только в правоохранительной деятельности, но и в железнодорожном деле. В частности, унтер-офицеры были обязаны вести учет бывших каторжников, лично знать всех железнодорожных сотрудников, ямщиков и извозчиков вверенного участка, осуществлять контроль за покупкой билетов и проездом пассажиров. Жандармы проверяли исправность вагонных дверей, люков и запоров, сохранность перевозимого груза. Что касается практических навыков, то унтер-офицер железнодорожной жандармерии должен был знать основы телеграфирования, уметь разогреть паровоз, вывести его из депо, набрать воды, взять состав и вести поезд. Таким образом, станционный жандарм владел не только правоохранительной специальностью, но и профессией железнодорожника, хотя бы на самом общем уровне. Эти навыки стали особенно актуальными в период первой русской революции 1905-1907 гг., когда по всей стране вспыхивали забастовки, в том числе и железнодорожных служащих и рабочих, и от жандармов требовалось в случае необходимости заменить бастующего машиниста или помощника машиниста. При необходимости жандармы могли прибегать к помощи обер-кондукторов и кондукторов, путевых обходчиков и других железнодорожников, поскольку последние давали гражданскую присягу и в случае направления на помощь жандармскому полицейскому управлению железной дороги находились в прямом подчинении его начальника, выполняя по сути полицейские вспомогательные функции.
Следует отметить, что поступить на службу в железнодорожную жандармерию было достаточно непросто. Наблюдался значительный поток желающих, что объяснялось не только приличным жалованьем, но и многочисленными льготами, которые ждали и нижних чинов, и офицеров. В частности, чины жандармерии пользовались бесплатным проездом по всем линиям, обслуживаемым их управлением. Также право бесплатного проезда имели и члены семей чинов жандармерии. Чины обеспечивались казенными квартирами или денежными средствами на съем жилья, а медицинское обслуживание жандармов осуществлялось в лечебных учреждениях, где наблюдались железнодорожники.
Помимо охраны грузов, объектов железнодорожной инфраструктуры и общественного порядка, железнодорожная жандармерия занималась и агентурно-розыскной деятельностью. Первоначально жандармские полицейские управления железных дорог не вели агентурной и сыскной работы, однако ухудшение политической обстановки в стране, связанное с ростом и активизацией революционного движения, заставило руководство МВД Российской империи пересмотреть взгляды на должностной функционал железнодорожной жандармерии. Так, циркуляр Департамента полиции от 16 июня 1912 г. называл агентурную работу главнейшей обязанностью железнодорожной жандармерии. Поскольку железные дороги имели стратегическое для страны значение, власть была заинтересована в контроле над политическими настроениями и поведением работников железных дорог.
На крупных железнодорожных станциях и в больших железнодорожных мастерских жандармские управления должны были иметь агентов из числа политических активистов, а на маленьких станциях и в небольших мастерских могли ограничиваться и обычными агентами, не связанными с революционным движением. Агентурная сеть железнодорожной жандармерии подразделялась на постоянных агентов, негласных сотрудников и случайных агентов. Также имелось разделение на внутреннюю агентуру, работавшую непосредственно в составе политических партий и организаций; вспомогательную агентуру, не состоящую в партиях, но имеющую связи с активистами; разовую агентуру, которая могла за вознаграждение привлекаться для выполнения единичных задач. Финансирование агентурной сети осуществлялось из отдельных источников и ему также уделялось большое значение, поскольку руководство жандармерии прекрасно понимало важность наличия эффективно работающих агентов для обеспечения безопасности российского государства в непростое время.
С другой стороны, взяв на себя обязанности политической полиции, железнодорожная жандармерия длительное время отличалась низкой эффективностью в борьбе с общеуголовной преступностью на транспорте. Обычная полиция показывала куда более серьезные результаты, тогда как железнодорожные жандармы не могли похвастать количеством раскрытых преступлений или предотвращенных хищений грузов. Это объяснялось отсутствием специализированных подразделений, которые бы отвечали за сыскные мероприятия по предотвращению хищения грузов. С хищениями боролись жандармские патрули и сторожа, однако специальных сыщиков, работающих в штатской одежде, в жандармских полицейских управлениях железных дорог долгое время не было. Жандармам запрещалось переодеваться в гражданскую одежду, что не могло не отражаться на эффективности сыскной деятельности.
Речная полиция Российской империи
Параллельно с формированием подразделений железнодорожной жандармерии, российское правительство озаботилось и решением проблемы обеспечения безопасности на водных путях. 27 июня 1867 г. в составе полицейского управления Санкт-Петербурга была создана Речная полиция. В состав речной полиции входили управляющий, три помощника управляющего, нижние чины и команда матросов и морских унтер-офицеров, прикомандированных от Морского министерства.
Должность управляющего речной полицией занимал штаб-офицер флота, назначаемый градоначальником совместно с начальником главного морского штаба. Из числа бывших морских офицеров подбирались его помощники, а низшие чины разделялись на три разряда и повышались по службе в зависимости от выслуги лет. В 1885 г. была увеличена численность речной полиции за счет введения должности младшего помощника управляющего речной полицией, двух должностей старших городовых и 10 должностей младших городовых. В компетенцию речной полиции входили также несение караульной службы в портах и на каналах, оказание помощи утопающим, тушение пожаров на воде. В 1894 г. с целью охраны правопорядка и безопасности в военных портах Российской империи была учреждена портовая полиция, в состав которой входили портовые надзиратели, портовые старшины и портовые полицейские.
К началу ХХ в. речная полиция Санкт-Петербурга включала по штату следующие должности: управляющий речной полицией — 1, помощник управляющего речной полицией — 4, инженер-механик — 1, корабельный инженер — 1, письмоводитель — 1, старший городовой — 20, младший городовой — 75, машинист — 1. Таким образом, за безопасность столичных рек и каналов отвечало 104 человека. Однако в период навигации численность личного состава речной полиции возрасталадо 304 человек. К управлению прикомандировывались 88 младших городовых, 1 машинист, 5 рулевых, 5 кочегаров и 5 матросов. В июле 1902 г. в состав речной полиции включили также 28 портовых стражников. Что касается судовых средств речной полиции Санкт-Петербурга, то они включали в себя два парохода «Санкт-Петербург» и «Бодрый», 8 катеров, 1 паровую шлюпку «Прилив», 2 гребных спасательных вельбота и 33 гребные шлюпки. В отличие от других жандармских и полицейских подразделений, служащие речной полиции носили особую форму, расцветка и наличие якоря на эмблеме которой свидетельствовало об особой связи этого правоохранительного подразделения с военно-морским флотом Российской империи.
Послереволюционный период
Февральская революция 1917 г. сыграла роковую роль в судьбе российской железнодорожной жандармерии и речной полиции. 4 марта 1917 г. Временное правительство приняло решение об упразднении правоохранительных институтов старой власти, включая Отдельный корпус жандармов и жандармские полицейские управления железных дорог. Все офицеры и унтер-офицеры, служившие в железнодорожной жандармерии, отправлялись в подразделения действующей армии, многих ждало увольнение со службы без пенсионного содержания и причитавшихся ранее льгот и выплат. Так прекратила свое существование одна из наиболее действенных и многочисленных правоохранительных структур дореволюционной России.
Свои коррективы в вопросы обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на транспорте внесла Октябрьская революция. Новая власть практически с первых дней существования столкнулась с необходимостью обеспечения безопасности железнодорожных перевозок. В январе 1918 г. Чрезвычайным Всероссийским съездом железнодорожников было принято «Положение о народной железнодорожной милиции», в соответствии с которым железнодорожники должны были нести милиционную повинность по охране общественной, личной и имущественной безопасности и порядка в полосе отчуждения железных дорог. 23 марта 1918 г. была создана Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по охране путей сообщения (ВЧК по ОПС), на базе которой позже была сформирована военная охрана железных дорог.18 февраля 1919 г. ВЦИК принял постановления «Об организации железнодорожной милиции и железнодорожной охраны» и положение «О рабоче-крестьянской железнодорожной милиции».
В советской России органы охраны порядка на железнодорожном транспорте были организованы по территориальному принципу. Главное управление рабоче-крестьянской милиции включило в свой состав отдел железнодорожной милиции, управления железнодорожной милиции были созданы при губернских управлениях милиции. Соответственно, при уездных исполкомах советов были созданы уездные отделы железнодорожной милиции. В составе железнодорожной милиции были созданы отделения уголовного розыска. Однако уже в декабре 1921 г. железнодорожная милиция была распущена. Только 26 июня 1937 г., учитывая специфику экономического развития СССР, было принято решение о воссоздании железнодорожной милиции. В сентябре 1938 г. железнодорожной милиции вернули линейный принцип организационной структуры. С началом Великой Отечественной войны многие сотрудники транспортной милиции были мобилизованы на фронт. Милиционеры в числе других советских граждан вставали на защиту городов и сел страны от гитлеровских оккупантов. Подвиги сотрудников транспортной милиции в эти героические годы имели место практически во всех регионах страны, столкнувшихся с гитлеровской агрессией.
Сегодня сотрудники транспортной полиции МВД Российской Федерации продолжают нести службу во всех регионах страны. Полицейские первыми встречают на вокзалах и станциях российских городов и сел пассажиров железнодорожного транспорта, дежурят в аэропортах, обеспечивают порядок на речных вокзалах, реках и водоемах. Многие сотрудники транспортной полиции принимали участие в контртеррористических операциях на Северном Кавказе. В настоящее время вопросами обеспечения порядка на железных дорогах, воздушных и водных магистралях занимается Главное управление на транспорте МВД Российской Федерации. О непростой службе сотрудников одного из его региональных управлений, каждодневно находящихся на передовом краю борьбы с преступностью, со временем будет рассказано в отдельном материале.