День Балтийского флота ВМФ России

18 мая в России отмечается День Балтийского флота, одного из четырех флотов в составе ВМФ России и самого старого среди всех существующих. История Балтийского флота неразрывно связана с историей нашей страны, закладкой Санкт-Петербурга, освоением земель вокруг Финского залива и в устье Невы, с эпохой и именем первого российского императора Петра I и его преобразованиями, изменившими страну. На долгие годы Балтийский флот стал тем щитом, который надежно защищал новую столицу России и границы страны на Балтике.

В качестве даты основания Балтийского флота историки приняли 18 мая 1703 года, хотя первые корабли будущего флота заложили еще в конце 1702 года, а в самом начале зимы 1703 года было решено заложить на Балтике мощный флот, тогда же был составлен примерный список судов будущего флота, первые из которых строили на Новгородской и Псковской верфях. Несмотря на это датой рождения флота стало 18 мая, дата привязана к первой победе, которая была одержана на воде. В ночь на 18 мая 30 шлюпок с солдатами Семеновского и Преображенского полков под руководством лично Петра I и его ближайшего соратника Александра Меньшикова, атаковали два шведских боевых корабля, которые остановились в устье Невы.

Шведы не знали, что крепость Ниеншанц, возле которой они стали на якорь, ранее была захвачена русскими солдатами. Пётр I мастерски воспользовался этой неосторожностью противника. Благодаря стремительной и внезапной ночной атаке были захвачены бот «Гедан» и шнява «Астрильд» из эскадры шведского адмирала Нуммерса. На борту кораблей было 18 пушек и 77 человек команды, из которых 58 погибли при штурме, а 19 были взяты в плен. Славная победа русского оружия стала первым военным столкновением на Балтике, война перешла с суши и на морские просторы. Победа была символичной и имела огромное значение для становления всего Балтийского флота.

 

Л.Д. Блинов. Взятие бота «Гедан» и шнявы «Астрильд» в устье Невы. 7 мая 1703 года

 

Становление и развитие Балтийского флота

В 1703 году Пётр I основал новую столицу России, которая сегодня известна как Санкт-Петербург, в том же году на острове Котлин в непосредственной близости от города начли возводить первые укрепления, которые в будущем превратятся в главную базу Балтийского флота – Кронштадт. В том же 1703 году в состав формирующегося флота вошел первый парусный боевой корабль, который был построен российскими корабелами. Это был трехмачтовый фрегат «Штандарт», на борту которого разместили 28 орудий. В 1704 году в строящемся Петербурге заложили Адмиралтейскую верфь, которая на долгие годы станет наиболее значимым центром кораблестроения в нашей стране. Первоначальной и наиболее важной задачей Балтийского флота стала оборона новой столицы российского государства со стороны моря.

Уже в начале XVIII века Балтийский флот создавался, как крупное боеспособное объединение, отвечающее всем требованиям своей эпохи. Основными боевыми кораблями в те годы являлись крупные линейные корабли водоизмещением до 1-2 тысяч тонн с двумя-тремя орудийными палубами и двухпалубные фрегаты. На борту первых могло разместиться до 90 орудий различного калибра, а фрегаты несли до 45 орудий. Отличительной особенностью Балтийского флота в те годы было наличие большого количества галер и других гребных судов. Основным гребным судном флота эпохи Петра I была скампвея, отличающаяся от традиционных галер Западной Европы лучшей маневренностью и легкостью конструкции. Подобные корабли были особенно важны, учитывая театр военных действий на Балтике, особенно в условиях шхерных районов Ботнического и Финского заливов.

Уже к концу Северной войны 1700-1721 годов Россия имела на Балтике практически в два раза больше линейных кораблей, чем Швеция. К 1724 году это была грозная сила, оснащенная современными боевыми судами. В составе флота имелось несколько сотен гребных кораблей и 141 парусный боевой корабль. Многие победы Северной войны были одержаны при непосредственной поддержке и помощи со стороны флота, при содействии Балтийского флота были взяты Выборг, Ревель и Рига. Тогда же флот вписал в свою историю славные морские победы – Гангутское сражение (1714 год) и Гренгамское сражение (1720 год).

 

Фрегат «Штандарт». Современная реплика. Создана по оригинальным чертежам

На протяжении XVIII и первой четверти XIX века Балтийский флот принимал участие в военных операциях во время русско-шведских войн. Силы флота принимали участие в 1-й и 2-й Архипелагских экспедициях, когда корабли переходили из Балтики в Средиземное море, при этом основные боевые действия велись в Эгейском море, которое в те годы часто называли Греческим архипелагом, который и дал название экспедициям. В рамках этих походов моряками-балтийцами были одержаны крупные морские победы в Чесменском сражении (1770 год), Афонском (1807 год) и Наваринском (1827 год).

Во время Крымской войны 1853-1856 годов Балтийский флот справился с задачей отражения попыток объединенной эскадры Великобритании и Франции захватить Кронштадт, а также блокировать с моря Санкт-Петербург. Именно во время Крымской войны русские моряки впервые применили минные заграждения, к изобретению которых приложил руку ученый Борис Семенович Якоби. Первое в мире подводное минное заграждение было установлено уже в 1854 году между цепочкой фортов, прикрывающих российскую столицу с моря. Протяженность первой минной позиции составила 555 метров.

С периодом Русско-Японской войны связан самый трагический эпизод в истории Балтийского флота. Для усиления флотской группировки на Дальнем Востоке на Балтике сформировали Вторую Тихоокеанскую эскадру, к которой позднее присоединился и отряд Небогатова. К сожалению, эскадра формировалась частично из новых, а частично из старых, устаревших к началу военных действий боевых кораблей, часть из них была вообще не предназначена для действий вдали от побережья. При этом новые суда были недостаточно хорошо освоены матросами и офицерами. Несмотря на все трудности, эскадра с честью совершила переход из Балтийского моря в Тихий океан, преодолев более 30 тысяч километров и добравшись до Японского моря, не потеряв по пути боевых судов. Однако здесь эскадра была на голову разгромлена японским флотом в Цусимском сражении, на одно отправился 21 русский боевой корабль, только убитыми эскадра потеряла более пяти тысяч человек, еще более шести тысяч моряков попали в японский плен.

 

Дредноут «Севастополь» у причальной стенки Балтийского завода

Восстановить боеспособность флота удалось уже к началу Первой мировой войны в рамках реализуемой в стране масштабной судостроительной программы, к 1914 году Балтийский флот снова был грозной силой и одним из самых сильных флотов в мире. В состав флота вошли новейшие паротурбинные дредноуты типа «Севастополь», эти линкоры серьезно усилили мощь флота. В военные годы моряки Балтийского флота осуществили большое количество минно-заградительных операций, выставив более 35 тысяч мин. Помимо этого моряки-балтийцы активно действовали на коммуникациях германского флота, обеспечивали оборону акватории Финского залива и Петрограда, осуществляли поддержку операций сухопутных войск. Эти боевые задачи флоту придется решать и в годы Второй мировой войны.

Балтийский флот в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны моряки и подводники Балтийского флота, тесно взаимодействуя с сухопутными войсками, провели целый ряд заметных оборонительных и наступательных операций, участвуя в боевых действиях на воде, суше и воздухе с первого дня войны 22 июня 1941 года. Во взаимодействии с сухопутными армиями Балтийский флот провел оборонительные операции на Моондзундских островах, полуострове Ханко, оборонял Таллинн, в 1941-1943 годах принимал непосредственное участие в обороне Ленинграда. В 1944-1945 годах силы флота принимали непосредственное участие в наступательных операциях и разгроме противостоящих немецких войск в районе Ленинграда, а также в Прибалтике, на территории Восточной Пруссии и Восточной Померании.

В самый страшный период войны летом и осенью 1941 года упорство моряков-балтийцев и сухопутных частей при обороне военно-морских баз Лиепаи, Таллинна, полуострова Ханко задерживало продвижение частей противника и способствовало ослабеванию наступления немцев и их союзников на Ленинград. Стоит отметить, что именно с аэродромов, расположенных на острове Эзель (самом большом по размеру острове Моондзунского архипелага), дальние бомбардировщики из состава ВВС Балтийского флота уже в августе 1941 года нанесли первые бомбовые удары по столице Германии. Эти бомбардировки Берлина имели огромное политико-дипломатическое и пропагандистское значение, доказывая всему миру, что СССР готов и будет продолжать борьбу. При этом только в 1941 году надводные корабли, подлодки и авиация Балтийского флота смогли выставить более 12 тысяч мин.

В годы войны огромное количество моряков сошли с кораблей на берег и сражались с немецко-фашистскими захватчиками в составе сухопутных частей и подразделений. Считается, что на фронтах Великой Отечественной сражалось более 110 тысяч моряков из состава Балтийского флота. Только на сухопутные участки обороны Ленинграда в самое тяжелое для города время было мобилизовано более 90 тысяч моряков-балтийцев. При этом Балтийский флот не останавливал операции по высадке десантов на флангах и в тылу наступающих войск, обеспечивал перегруппировку частей фронта. Авиация флота в самые тяжелые месяцы осуществляла поддержку сухопутных войск, нанося бомбово-штурмовые удары по войскам противника под Ленинградом. По наступающим пехоте и танкам противника и его артиллерийским батареям наносились удары корабельной артиллерией флота и береговых батарей. Всего в годы войны к различным правительственным медалям и орденам было представлено более 100 тысяч моряков-балтийцев, 137 человек были удостоены высшей степени отличия СССР – стали Героями Советского Союза.

Балтийский флот России сегодня

В современных реалиях Балтийский флот не утратил своего значения, продолжая защищать районы производственной деятельности и экономические зоны Российской Федерации. Как и в самом начале своего появления одной из главных баз Балтийского флота остается Кронштадт на острове Котлин в непосредственной близости от Санкт-Петербурга. При этом стоянка кораблей и база флота находятся в черте современного города, поэтому боевые корабли Балтийского флота стоящие у городских причалов – одна из достопримечательностей Кронштадта и точка притяжения туристов. Второй основной базой Балтийского флота является город Балтийск, расположенный на территории Калининградской области.

По данным на май 2019 года в состав Балтийского флота ВМФ России входит 52 надводных корабля и одна дизельная подлодка проекта 877ЭКМ – Б-807 «Дмитров». При этом личный состав Балтийского флота оценивается примерно в 25 тысяч человек. Флагманом флота является эсминец «Настойчивый» – это корабль I ранга – эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч». Также в последние годы состав флота пополнили новейшие сторожевые корабли ближней морской зоны. Это сторожевые корабли II ранга проекта 20380 «Стерегущий», данные боевые корабли можно классифицировать как корветы. Всего в состав Балтийского флота входит 4 таких корабля: «Стерегущий» (вступил в строй в 2007 году), «Сообразительный» (2011 год), «Бойкий» (2013 год), «Стойкий» (2014 год).

 

Корабли Балтийского флота в Санкт-Петербурге. На переднем плане — корвет «Стойкий» проекта 20380

В последние несколько лет состав флота пополнился малыми ракетными кораблями проекта 21631 «Зеленый дол» и «Серпухов». Данные суда, несмотря на небольшие размеры и водоизмещение, оснащены современными высокоточными ракетными комплексами «Калибр». Также в состав флота вошла тактическая группа быстроходных десантных катеров проектов 21820 и 11770 и современный морской тральщик проекта 12700, особенностью которого является корпус, выполненный из композитных материалов. За счет выполнения программы Гособоронзаказа авиация Балтийского флота перевооружается тяжелыми многоцелевыми истребителями Су-30СМ. Также на вооружение встали современные ЗРК С-400 «Триумф» и зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1», а береговые войска пополнились современными ракетными комплексами «Бал» и «Бастион».