День пожарной охраны. Как создавалась и крепла пожарная охрана России

30 апреля свой праздник отмечают представители одной из самых мужественных профессий, каждый день самоотверженно вступающие в бой с огненной стихией. День пожарной охраны был установлен в 1999 г., в соответствии с указом президента Бориса Ельцина «Об установлении Дня пожарной охраны». До этого, с 1918 г., страна отмечала «День пожарного». День 30 апреля выбран для праздничной даты не случайно. Более трех с половиной столетий тому назад, 30 апреля 1649 года, царь Алексей Михайлович подписал «Наказ о Градском благочинии». В соответствии с этим важным документом, в стране впервые вводилось круглосуточное дежурство пожарных дозоров. В их обязанности входили не только тушение пожаров, но и контроль за соблюдением правил пожарной безопасности населением.

 

День пожарной охраны. Как создавалась и крепла пожарная охрана России

Пожары всегда приносили людям много горя. Сгорали дотла дома и даже целые кварталы и селения, люди оставались без имущества и средств к существованию. Но, что самое страшное, пожары часто приводили и к человеческим жертвам. Многие русские города не раз подвергались страшным пожарам. Среди них – Владимир, Суздаль, Новгород и, конечно, Москва. Она выгорала полностью в 1238 г. – во время нашествия на Русь орд Батыя, затем опустошительные пожары были в Москве в 1335 и 1337 гг., а в 1356 г. в результате двухчасового пожара выгорела практически вся Москва, включая Кремль. О масштабах пожаров в средневековых русских городах свидетельствует хотя бы тот факт, что пожар признавался большим, когда уничтожал несколько тысяч дворов. Пожары вспыхивали регулярно и страдали от них все без исключения русские города. Поэтому по мере укрепления в Русском государстве централизованной власти остро встал вопрос и об упорядочении организации борьбы с пожарами. Чтобы организованно тушить пожары в пределах крупных городов, мало было одной инициативы жителей – добровольцев. Требовались и создание отрядов профессиональных огнеборцев, и разработка определенных правил поведения с огнем и тушения пожаров в случае их возникновения.

Еще в 1495 г. было приказано снести все деревянные постройки, находящиеся на расстоянии менее 100 сажен (213 метров) от стен Московского Кремля. Судебник 1497 г. устанавливал суровое наказание за поджог — поджигателей ждала смертная казнь. В 1504 г. в Москве создали специальную пожарно-сторожевую охрану, которая выполняла как функции собственно пожарной охраны, так и полицейские функции. В ее обязанности входила защита города от огня и от преступности. Москва была разделена на участки, в концах основных улиц поставили решетчатые ворота – заставы. На каждой заставе дежурили сторожа. От каждых десяти дворов выставлялся один сторож, группы сторожей возглавлялись решетчатыми приказчиками. Общий контроль за несением службы сторожами и соблюдением правил пожарной безопасности, а также руководство тушением пожаров осуществляли назначавшиеся из числа дворян «объезжие головы».

В 1624 г. в Москве при Земском дворе была создана профессиональная пожарная команда. В ее состав входили 100 «ярыжных» (низших полицейских чинов), содержащихся государством. В 1629 г. численность команды увеличилась до 200 человек, а в летнее время, ввиду повышенной пожароопасности, их численность увеличивали до 300 человек. На оснащении команды находились бочки с водой, водоливные трубы, ведра, щиты, топоры. Содержание и оснащение команды оплачивалось государством из средств, собранных Земским приказом с населения в виде податей. Кроме того, при Земском дворе было организовано постоянное дежурство 20 извозчиков на конном обозе, которые, как только зазвучит набат, должны были доставить пожарную команду к месту пожара. В 1657 г. объезжие головы получили указание организовывать горожан для тушения пожаров и карать уклоняющихся от выполнения повинности. «Пожарных дезертиров» наказывали батогами или сажали на несколько суток в темницу.

Дальнейшее совершенствование системы пожарной охраны в российских городах происходило в Петровскую эпоху. В 1689 г. Петр I постановил в случае крупных пожаров в столице привлекать к их тушению войска. В XVIII веке происходит дальнейшее становление отечественной пожарной охраны. С 1718 г. в российской армии формируются воинские пожарные команды под руководством офицеров. В целях повышения уровня пожарной безопасности, в новой российской столице Санкт-Петербурге было запрещено строительство деревянных домов. Также был введен ряд мер, направленных на профилактику возможных пожаров. Во-первых, запретили строить печи и дымоходы вплотную к деревянным стенам, верх трубы полагалось ставить на аршин выше кровли. Во-вторых, 18 июня 1718 г. был издан указ, предписывающий всем жителям столицы чистить печные трубы в своих домах один раз в месяц. В ведение объезжих голов было включено наблюдение за топкой печей и состоянием дымоходов.

За нарушения правил пожарной безопасности полагался штраф, причем знатные люди платили примерно в два раза большую сумму, чем простолюдины – 16 алтын и 4 деньги (простолюдины платили 8 алтын и 4 деньги). От горожан требовалось вывешивать на своих домах таблички с изображениями инструментов, с которыми хозяева в случае пожара выйдут на его тушение. В 1728 г. был издан наказ губернаторам и воеводам, в составе которого был особый раздел «О смотрении строений в городах и о сбережении от пожаров». Фактически это был первый документ пожарного надзора. С 1718 г. тушение пожаров находилось в ведении генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга, должность которого в этом году была учреждена. В подчинении генерал-полицмейстера находилась канцелярия, ведавшая противопожарными мероприятиями. В 1722 г. подобная структура была создана в Москве. Канцелярии, ведавшие пожарной безопасностью российских городов, назывались пожарными конторами или пожарными экспедициями.

В том же 1722 г. создается и профессиональное пожарное формирование при Адмиралтействе – пожарная команда. В ее состав входили рабочие, дежурившие в две смены. Во время пожаров команда пользовалась также помощью других мастеровых и рабочих Адмиралтейства, матросов. Крупные пожары в Москве, Переславле и ряде других городов в 1737 г. заставили российские власти озаботиться дальнейшим совершенствованием мер пожарной охраны. Были сформированы особые воинские караулы из числа расквартированных в городах войсковых подразделений. В городах, где не было воинских частей, пожарную безопасность обеспечивали специальные патрули, сформированные из гражданских чиновников.
В 1740 г. был принят порядок оснащения армейских полков и других воинских частей пожарными инструментами. На полк полагались заливная труба, чан с водой и парусина. Батальоны получали вилы, лестницы, большие крюки с цепями. На оснащении рот находились 25 топоров, ведра, щит, лопаты, четыре ручные трубы и два малых крюка. Для удобства транспортировки пожарного инвентаря выделялись шесть лошадей. В случае пожара каждая рота отправляла на его тушение половину личного состава, причем снаряженному отряду полагался барабанщик. Другая половина личного состава роты оставалась в расположении части, но в состоянии полной боевой готовности и, при необходимости, выдвигалась на помощь первой полуроте.

Однако, у обычных армейских частей отсутствовали специальные навыки борьбы с огнем, что существенно затрудняло их использование при пожаротушении. Тем не менее, долгое время сохранялся порядок выезда войсковых частей на тушение пожаров в Санкт-Петербурге. В случае пожара по левой стороне Невского проспекта и Невского монастыря, на тушение выезжали подразделения лейб-гвардии Преображенского, Конного и Артиллерийского полков. В оперативном резерве находились лейб-гвардии Измайловский, Рязанский и Семеновский полки, которые в случае необходимости в боевом порядке выдвигались на помощь выступившим полкам. С 1747 г. все правительственные учреждения были оснащены специальной пожарной техникой, а в Сенате, Синоде, коллегиях и канцеляриях были установлены посты пожарной охраны, на которых дежурили солдаты частей столичного гарнизона.

Потребность в дальнейшем совершенствовании пожарной охраны в Санкт-Петербурге и Москве привела к формированию штатных подразделений для борьбы с огнем. Так, с 1772 г. при всех полицейских частях российской столицы был утвержден особый штат чинов «при пожарных инструментах». В состав пожарной команды входили брандмейстер, 106 пожарных и 10 извозчиков. Содержание пожарных команд осуществлялось военным ведомством, но в 1792 г. все пожарные команды столицы были переданы под контроль полиции. В Москве – втором по значимости городе Российской империи – в 1784 г. были созданы 20 пожарных частей. Для тушения пожаров привлекались горожане в количестве 2824 человека от всех домовладельцев. Затем при обер-полицмейстере Москвы была создана пожарная экспедиция во главе с брандмайором. В состав экспедиции входили 20 брандмейстеров, 61 мастеровой, кроме того к пожарным частям приписывалось по 75 горожан на каждую пожарную часть, то есть 1500 человек на Москву. Каждая часть несла дежурство по 25 человек в смену.

На все крупные пожары выезжали московский брандмайор и все брандмейстеры города, а также две смены пожарных с инструментами. Но скопление пожарных и их помощников из числа горожан на пожарах лишь препятствовало организованному тушению последних, поэтому в 1808 году был установлен порядок, в соответствии с которым определялся выезд пожарных команд на тушение пожаров различной степени сложности. Кроме того, еще при Екатерине II, с целью избежать помех пожарным и столпотворения на пожарах, было запрещено приближаться к пожарам всем, кроме непосредственно задействованных в их тушении лиц. При необходимости генерал-губернатор мог выделять дополнительные силы из числа войсковых частей гарнизона. Все пожарные команды, задействованные в тушении пожара, находились в оперативном подчинении местных полицейских властей. Это касалось и воинских частей, чей личный состав был задействован в пожаротушении.

Длительное время личный состав профессиональных пожарных команд российских городов комплектовался из числа солдат, негодных к службе в строевых частях. Примечательно, что столь ответственное и физически сложное дело как тушение пожаров поручали людям, по состоянию здоровья непригодным к армейской службе. Впрочем, даже такие команды, набранные из нестроевых солдат, показывали свою большую эффективность по сравнению с мобилизуемыми на тушение пожаров простыми горожанами, у которых отсутствовали не только специальная подготовка, но и должная дисциплина для участия в пожаротушении. Тем не менее, и в последующем продолжалась практика привлечения рядовых жителей к тушению пожаров в городах и сельских населенных пунктах. Кроме профессиональных пожарных команд, в XIX веке стали появляться и добровольные или общественные пожарные команды.

Удивительно, что первая такая команда появилась не в Санкт-Петербурге или Москве и даже не в каком-либо губернском городе, а в небольшом Осташкове Тверской губернии. Здесь в 1843 году была создана пожарная команда из числа добровольцев – местных жителей. Спустя 17 лет после создания в ней насчитывалось около 400 человек, среди которых были, преимущественно, мастеровые и ремесленники – кузнецы, слесари, литейщики, представители других рабочих профессий. Положительный опыт Осташкова вызвал интерес в других городах Российской империи и с 1863 г. начался процесс массового появления общественных пожарных команд в городах страны. Важность добровольных пожарных команд определялась тем, что большинство населенных пунктов страны не было охвачено профессиональной пожарной охраной. Наиболее тяжелая ситуация складывалась в сельской местности, где вообще не было никакой пожарной охраны – ни профессиональной, ни добровольной, а возникающие пожары тушили сами селяне в меру своих сил. Чаще всего, пожары в деревнях носили катастрофический характер, не были редкостью случаи, когда выгорали целые деревни. Погорельцы скитались по всей России, пополняя ряды профессиональных нищих и босяков.

Пожарные команды действовали только в крупных или стратегически важных городах, а в небольших населенных пунктах вся надежда оставалась на добровольцев – пожарных, набираемых из числа обычных горожан. Именно они в случае необходимости вступали в бой с огненной стихией и, порой, спасали от нее целые города и поселки. В 1861 г. было создано Добровольное пожарное общество в Волхове, в 1862 г. подобная структура появилась в Ревеле (ныне – Таллин, столица Эстонии), в 1864 г. – в Юрьеве (ныне – Тарту), в 1868 г. – в Каменец-Подольске. К 1890 г. в Российской империи действовало 60 добровольных пожарных обществ, а еще спустя три года было официально учреждено Императорское Российское пожарное общество.

Помимо развития добровольных пожарных обществ, продолжалось и укрепление штатной пожарной охраны. В 1853 г. были утверждены штаты пожарной охраны в городах, включавшие нормы комплектования личным составом и оснащения пожарным инструментом и лошадьми. В 1858 г. для нужд пожарной охраны стали использовать военно-полицейский телеграф. А с 90-х гг. XIX в. – телефон. В 1908 г. в Москве появился первый автомобиль пожарной охраны.

За длительное время своего развития российская пожарная охрана прошла нелегкий путь, рассказывать о котором можно долго и очень увлекательно. Менялись организационные структуры и уставы пожарной охраны, обмундирование и оснащение, совершенствовалась пожарная техника, развивались методы тушения пожаров. Пожарная безопасность превратилась в целую науку, которую сегодня изучают в специальных высших учебных заведениях. Но основой пожарной охраны всегда были и остаются люди, вступающие в бой с огнем. Честь им и хвала, здоровья живущим и вечная память – ушедшим. С праздником, огнеборцы России!