День воинской славы: Ледовое побоище
В 1995 году в календарь памятных дат России была внесена дата, соответствующая такому историческому событию как Ледовое побоище. 5 апреля по старому стилю и 18 апреля по стилю новому русские воины под предводительством Александра Невского нанесли сокрушительное поражение рыцарям Ливонского ордена на Чудском озере. На самом деле дата 18 апреля возникла из-за определённого рода неточности. Дело в том, что на момент Ледового побоища – 1242 год разница между «старым» и ещё не существовавшим тогда «новым» стилям должна была составлять около семи дней. Однако использовали разницу в 13 дней, как присущую правильной дифференциации стилей для XIX-XXI веков. То есть, празднование победы Александра Невского на Чудском озере по новому стилю правильнее было бы проводить 12 апреля. Но 12 апреля в России, как прекрасно известно, «занято» другими важными датами, а потому временнУю неточность вполне можно представлять как достаточно удачную…
Симеоновская летопись, рассказывающая о ходе Ледового побоища, повествует о том, что «около 800 рыцарей и без числа чуди» во время сражения были убиты, ещё около 50 рыцарей попали в плен к войскам Александра Невского. Причём само попадание в плен можно считать историческим событием, ведь рыцари, учитывая нравы Ливонского ордена, были обесчещены тем, что их провели связанными – пешим строем — рядом с их же конями, что считалось величайшим унижением для дававших рыцарский обет.
Ледовое побоище – одна из тех битв в истории Российского государства, которая на протяжении многих поколений описывается авторами самых разных исторических учебников и учебных пособий, причём вне зависимости от существующего в стране строя и курса руководства. При этом битва на Чудском озере, в которой праздновала победу дружина князя Александра, что примечательно, описывается в схожем ключе как историками, которых сложно упрекнуть в либерализме, так как историографами, тяготеющими к либеральному отображению исторических событий. Однако находятся и те, кто готов привнести свои «нюансы» в описание хода битвы. Слава богу, не доходит до «новомодных» в определённых кругах бредней в стиле того, что победу в Ледовом побоище одержали не русские дружины, а «этнические новгородцы и владимиро-суздальцы». Казалось бы, что такой бред по определению не может появиться в учебниках, но разве кто-то ещё несколько лет назад мог предположить, что, к примеру, на Украине власти будут утверждать, что именно Украина является победителем во Второй мировой войне.
Кстати, уже сейчас приходится сталкиваться с весьма оригинальными трактовками, в которых хотя и утверждается, что дружины Александра Невского праздновали победу, но якобы немецкие рыцари под лёд не проваливались, и что всё это «художественный вымысел поздних лет». Оно, конечно… Современным-то «историкам», спустя 773 года после того события «виднее», имело ли место растрескивание льда на Чудском озере под немецкими рыцарями или не имело.
Ледовое побоище 1242 года вошло в российскую историографию как одно из примечательных сражений отнюдь не случайно. Главная причина – даже не столько в том, что именно русские ратники разгромили противника, ведь побед русского оружия и в других битвах, часто не так активно освещаемых в исторической литературе, было немало. Главная причина – это поистине блестящий тактический ход и стратегический «подарок» противнику, приготовленные Александром Ярославичем. Чёткий боевой порядок, слаженность отдельных подразделений русского войска, использование разведданных, фланговых атак, тактика сцепленных подвод, знание местности (в т.ч. и мест расположения так называемых «сиговиц» — особо вида полыньи, образующейся под воздействием движения грунтовых вод в основном объёме воды Чудского озера), мужество воинов и полководческий талант молодого (20-летнего) князя – всё это сыграло свою роль в победе.
Кстати, о так называемой сиговице. Об этом названии полыньи на Чудском озере стало относительно широко известно после работы на месте сражения группы экспертов (историков и археологов) из северной столицы. Один из вопросов, который стоял перед специалистами – выяснить причину того, почему лёд, толщина которого на озере в XIII веке в начале апреля могла превышать полметра, треснул под «псами-рыцарями». При обычных условиях такая толщина льда могла преспокойно выдерживать несколько сотен человек, одетых в латы. Как выяснилось, на Чудском озере есть несколько мест, в которых могут образоваться полыньи даже в тех местах, вокруг которых лёд весьма крепок и толст. Название сиговицы полыньи получили в связи с тем, что ещё с древних времён именно через них ловили сига. Вполне возможно, что русские воины знали о местах расположения сиговиц и использовали свои знания для того, чтобы заставить противника отойти именно туда. Историки говорят о том, что это всего лишь предположение, но это предположение на самом деле многое объясняет относительно того, как крестоносцы могли уйти под воду при достаточно внушительной толщине льда.
Их адаптированного перевода летописного текста:
Один из тактических ходов Александра Ярославича связан с тем, что он сделал всё для того, чтобы, если можно так выразиться, дезинформировать противника, который так и не смог определиться с главной силой русского войска 773 года назад. Дело в том, крестоносцы не смогли провести полноценную разведку на местности, так как на своём пути встретили отряды русских лучников. В итоге рыцари не получили информации о расположении русской тяжёлой конницы, которая в конечном итоге внесла немалый вклад в победу в Ледовом побоище.
Передовой полк войска Александра Ярославича с боем затягивал вглубь русских позиций немецкий клин («кабанью голову»). Рыцари теснили воинов передового полка к другому полку, называемому «челом». В итоге немецкие крестоносцы оказались с двух сторон зажатыми клиньями пеших и конных воинов, а дорога вперёд была перекрыта скованными подводами, укреплёнными камнями. Удар с флангов по «свинье» с одновременной атакой засадного полка разрушил строй рыцарей, посеял в их рядах панику. Сбрасываемые из сёдел немецкие рыцари превращались в неповоротливые мишени и гибли под ударами сразу с нескольких сторон.
Константин Симонов («Ледовое побоище»):
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
Гнедые кони горячились,
Из-под копыт вздымали прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стременах.
Интересно то, что заключение своей поэмы Константин Симонов писал спустя годы после других глав. И слова, написанные поэтом в 1937 году, связывают не только эпоху Симонова с эпохой Александра Невского, но и дают пищу для размышления в день сегодняшний:
Сейчас, когда за школьной партой
«Майн Кампф» зубрят ученики,
И наци пальцами по картам
Россию делят на куски,
Мы им напомним по порядку —
Сначала грозный день, когда
Семь вёрст ливонцы без оглядки
Бежали прочь с Чудского льда.
18 апреля — День воинской славы России — день разгрома немецких рыцарей дружинами Александра Невского на Чудском озере.